Головной офис (Изменить)

Автозапчасти для иномарок

(831)-46-18-999. 415-99-52 Мы вам перезвоним
Пн-Пт 09:00 - 19:00 Сб 10:00-15:00 Вс Выходной gepparts@mail.ru 602181232

Радиатор охлаждения двигателя. Система охлаждения автомобиля

Авторадиатор… Многие автовладельцы слышали что это такое и даже видели у себя под капотом машины, но не многие понимают: насколько важную роль в работе автомобиля играет радиатор в работе двигателя!

Давайте начнем с самых азов и попробуем разобраться: что же это такое ? По сути, радиатором может быть любое устройство из металла, которое за счет своей конструкции или материалов позволяет выполнять отводить тепло, образующееся при работе двигателя автомобиля, не деформируясь при этом. Хорошие теплопроводники определяются по коэффициенту теплопроводности. Это величина, численно равная количеству теплоты, переданному в единицу времени через слой единичной толщины при разности температур поверхностей слоя 1 град, если площадь поверхности слоя равна единице. Измеряется теплопроводность в Ваттах (Вт). Вот, для примера, коэффициенты теплопроводности некоторых распространенных в промышленности металлов:

Серебро 418,7
Медь 389,6
Золото 312,8
Алюминий 209,3
Латунь 85,5
Железо 74,4

Очевидно, что серебро и медь – отличные теплопроводники, но дорогие и не обладающие достаточной механической прочностью. Поэтому в автомобилестроении как материал для радиаторов наиболее широкое распространение нашел алюминий и сплавы на его основе.

Какие бывают авторадиаторы? Они бывают жидкостные, воздушного охлаждения и другие, менее известные конструкции. Мы коснемся первых двух, так как они наиболее распространены.

Жидкостные – это те которые заполнены жидкостью, в результате циркуляции которой по системе охлаждения двигатель сохраняет свою рабочую

температуру. На автомобилях наряду с радиатором охлаждения двигателя может присутствовать и другой теплообменник, с охлаждением масла. Наиболее охлаждаемое место – это передняя часть автомобиля и, как правило, большинство теплообменников двигателя расположены в передней части автомобиля прямо за бампером. Есть редкие автомобили, у которых радиатор охлаждения стоит в задней части. Это обусловлено в первую очередь конструкцией автомобиля и его назначением: частое решение для гоночных автомобилей или их гражданских аналогов. Но мы не об автоспорте, а о гражданских «повседневных» машинах. На современных машинах может находиться до 6 видов теплообменников, которые отвечают за охлаждение. В том числе и промежуточные охладители воздуха (INTERCOOLER, интеркулеры) и радиаторы охлаждения масла ДВС. Ярким примером является BMW X5М и X6M и последние модели 4 серии. Машина имеет следующие виды охладителей: основной жидкостный, охладитель фреона кондиционера, два промежуточных охладителя, и охладитель масла ДВС в левом крыле перед колесом, и радиатор АКПП в правом пространстве перед колесом. Все это связано с тем, что системы современных автомобилей выделяют в процессе работы значительное количество тепловой энергии, которую необходимо эффективно рассеивать в пространстве. Выражаясь по-простому – остужать!

Как наличие авторадиатора влияет на рабочую температуру в двигателе? Каждым производителем автомобиля заложены определенные температурные режимы работы двигателя. Например, если задано, что двигатель должен работать при температуре в 1000С, то все, что выше уже будет считаться перегревом двигателя и может повлечь за собой дорогостоящий ремонт, в том числе и замену ДВС! За правильную работу системы охлаждения отвечает водяной насос (помпа), термостат, радиатор и вентилятор охлаждения (может быть электрический, механический или же через вискомуфту Visco®) Для полного и качественного охлаждения автомобиля все эти элементы должны быть исправны на 100 процентов! Тогда у Вас будет исправный автомобиль, на котором можно смело стоять в пробке или двигаться по автостраде на предельных скоростях.

 Автомобильный радиатор представляет собой широкий, обычно прямоугольный кусок алюминия с сотами, через которые и происходит теплообмен.

Его сердцевина трубчато-пластинчатая, она выполняется из алюминия в виде рядов овальных трубок, расположенных в шахматном порядке, трубки спаяны с ребрами охлаждения. Верхняя коробка авторадиатора оснащена заливной горловиной, имеющей герметичную пробку с впускным и выпускным отводом. В нижней части находится кран, по которому охлаждающая жидкость сливается. Система охлаждения полностью герметична: только в этом случае возможно правильное охлаждение! Если же система не герметична, есть подтеки, то это приведет к нарушению циркуляции либо из-за недостаточного уровня охлаждающей жидкости в системе, либо из-за образования воздушных пробок. И то, и другое гарантированно приведет к перегреву ДВС! О состоянии температуры ДВС говорит индикатор на приборной панели (обычно стрелочный, реже – цифровой). Обычно ее нормальное положение это «зеленая зона»: если вы увидите, что у вас температура «поползла вверх» в «красную зону», то у вас какие-то проблемы с охлаждением ДВС!

Наиболее распространенные причины перегрева это:

Ø  недостаток охлаждающей жидкости;

Ø  разгерметизация системы охлаждения (лопнувший патрубок, например);

Ø  несрабатывание вентилятора системы охлаждения;

Ø  не работает датчик включения вентилятора охлаждения.

Для того, чтобы понять, что же за неисправность? – следует сразу после того, как Вы заметили проблему, включить отопитель салона на максимум (в красную зону), тем самым мы отберем тепло от двигателя и индикатор должен либо остановиться, либо начать обратное движение в «зеленую зону». Если же этого не происходит и из сопл воздуховодов идет не горячий воздух, а холодный, то желательно прекратить движение и по возможности выключить двигатель, так как у Вашего автомобиля скорее всего произошла разгерметизация системы охлаждения (лопнул патрубок, или радиатор дал течь). Это легко проверить, открыв капот и визуально осмотрев шланги. Не забываем при этом о технике безопасности! Если, подходя к капоту, Вы услышите шипение и/или будет идти пар из-под капота, то следует подождать, пока это прекратится! Иначе реально рискуете обжечься паром! По мере остывания двигателя эти проявления его перегрева прекратятся и можно открывать капот. Первое, что следует сделать, это на ощупь попробовать шланги, подходящие к автомобильному радиатору: на исправной системе охлаждения они должны быть упругие, т.е. находящимися под давлением. Если же Вы без труда можете их сжать, то дальнейшее движение на автомобиле следует прекратить и вызывать эвакуатор. Если Вы визуально увидели, где образовалась течь и есть возможность устранить её в дорожных условиях, то после устранения негерметичности Вам следует не забывать долить охлаждающей жидкости в систему охлаждения двигателя (если нет на нем горловины, то в расширительный бачок до необходимого уровня). Если с собой нет охлаждающей жидкости, то вполне можно долить обычной воды, но только в качестве временной меры! Потом нужно ехать на СТО и делать промывку системы охлаждения! Если это произошло в зимний период времени, то нельзя оставлять обычную воду (смесь воды с остатками охлаждающей жидкости) в системе охлаждения после выключения двигателя! Иначе на утро рискуете поехать не на промывку системы охлаждения, а на дорогостоящий ремонт!

Вот основные факторы, влияющие на работоспособность теплообменника вашего автомобиля.

 

Ø  насекомые, засоряющие соты радиатора при движении на высоких скоростях;

Ø  грязь (песок);

Ø  ржавчина

 

Вариатны загрязнения авторадиатора. Вот таким он не должен быть, а должен быть чистым как вверху.

 

 

 

Плюс ко всему, теплообменник постоянно работает с разницей температур, а также высоким внутренним давлением, из-за чего портятся (пусть немногочисленные!) его пластиковые детали.   К примеру, может появиться трещина в расширительном бачке или в горловине.

Исходя из этого, очевидно, что ваш теплообменник нуждается в своевременном обслуживании. Как можно самому обслужить радиатор, чтобы не ехать к дилеру или на СТО? Это возможно, но не так качественно, как это сделает на СТО со снятием и промывкой. Первое, чем можно воспользоваться, это продувочным пистолетом и продуть видимые части радиатора, но это не сильно поможет, нас интересует низ радиатора и его центр! Поэтому второе, чем можно воспользоваться, это моечным компрессором на мойке (но не следует близко подносить его к сотам радиатора, так как есть возможность их повредить сильным напором воды!). Так же для полной внешней промывки радиатора нам необходимо промыть пространство перед ним. Как правило, перед основным авторадиатором стоит еще радиатор кондиционера, и если вовремя не производить мойку между ними, то это зазор между ними заполняется «одеялом» из пуха, грязи и насекомых! Таким образом, радиатор перестает выполнять свою функцию, ухудшается охлаждения двигателя и… смотри выше, Вы «попали» на ремонт!...

Возьмем для примера рядный мотор БМВ м50 (1990 годов выпуска). Он имеет 6 цилиндров в один ряд. Так как это БМВ, то рабочая температура мотора всегда высока, обычно 95-1020С, что обусловлено инженерной разработкой мотора. Многие владельцы этих автомобилей, обычно «пятерок» и «троек» БМВ, не придают значения охлаждению ДВС и своевременной мойке радиатора, так как индикатор температуры приборной панели почти всегда стоит «по центру» и очень редко начинает подниматься (как правило, это уже температура 105-1150С, считай, перегрев!). Приходит мысль помыть радиатора, но за время без надлежащего обслуживания меду основным радиатором и радиатором кондиционера образовалось та-а-акое «одеяло» из мусора и грязи, что мойка уже не поможет!.. Надо снимать основной радиатор и делать полную наружную  промывку двух радиаторов. И еще конструкция данного двигателя такова, что он имеет очень длинную головку блока цилиндров (ГБЦ): при малейшем перегреве ее начинает «вести», что,         в свою очередь, может вызвать прогар прокладки ГБЦ или ее трещину!..А еще можно при долгой езде с «газом в пол» на двигателе с непромытым радиатором загнать рабочую температуру температуры в «красную зону», что чревато тем, что могут «поплыть поршня»!.. Этот термин обозначает явление деформации алюминиевых поршней от температуры: любое изменение формы поршня от «эталонной», приведет к задирам в блоке цилиндров и повлечет серьезный ремонт, а то и капитальный ремонт ДВС. Многие владельцы Баварских машин, не задумываясь об охлаждении, часто ездят быстро, а потом меняют мотор на другой, так как ремонт стоит дороже «контрактного» мотора. А причина – «всего-навсего» не обслуженный своевременно радиатор!..

Частые перегревы мотора ведут и к тому, что все резинотехнические изделия (сальники прокладки) дубеют и начинают подтекать. Машина будет «кушать масло» в о-о-очень большом количестве!..

ВЫВОД! Следите за системой охлаждения двигателя! Будь у Вас отечественный автомобиль или новая БМВ – причины выхода из строя ДВС в этом случае будут одни и те же!                                   

При мойке машины, не забывайте и о своевременной промывке и обслуживании теплообменника!